—оюз науки и практики - »нститут государственного управлени€ и предпринимательства" />

—тандарты обучени€ международного уровн€

»√”ѕ ”р‘” с 2017 года имеет международную институциональную аккредитацию CEEMAN International Quality Accreditation (IQA) - знак международного признани€ в качестве образовательной организации, обладающей ресурсами, программами, структурой и осуществл€ющей свою де€тельность в соответствии с общеприн€тыми международными критери€ми и стандартами организации высшего образовани€.

”знать больше

јспирантура и соискательство

”р‘” осуществл€ет подготовку кадров высшей квалификации в рамках послевузовского профессионального образовани€ через стажерство, очную и заочную аспирантуру, соискательство и докторантуру по 122 специальност€м ¬ј .

”знать больше

ѕрограммы повышени€ квалификации и профессиональной переподготовки

Ђ√осударственное и муниципальное управлениеї
Ђћастер менеджмента и бизнесаї
Ђ”правление государственным и муниципальным образовательным учреждениемї
и другие...

”знать больше

ѕрограмму дл€
топ-менеджмента

ћ¬ј.Practice

”знать больше

ћы предлагаем

CEEMAN IQA

ѕредставитель »нститута государственного управлени€ и предпринимательства (Ћ.». ¬оронина, заведующа€ кафедрой √ћ”) прин€ла участие в ќдиннадцатом  –оссийском ‘оруме содействи€ муниципальной реформе, который прошел в  городе јнапа 19-23 сент€бр€ 2011 года. 

‘орум стал местом, где встречаютс€ представители науки и органов власти. »менно здесь создана творческа€ атмосфера, позвол€юща€ в процессе дискуссий и круглых столов обсудить насто€щие проблемы и перспективы развити€ местного самоуправлени€. 

ѕри проведении форума площадкой дл€ дискуссий традиционно €вл€етс€ пленарное заседание. » на этот раз ожидани€ участников форума сбылись. Ќа пленарном заседании, тема которого была «–азвитие федерального и регионального законодательства в области местного самоуправлени€ и практика его применени€: состо€ние, проблемы, ожидани€ и перспективы»,  были представлены интересные доклады.   

Ўироков јлександр Ќиколаевич, профессор кафедры государственного и муниципального управлени€ »нститута государственного управлени€ и права √осударственного университета управлени€, заместитель директора јгентства территориального развити€ (кандидат политических наук) посв€тил доклад итогам и тенденци€м в развитии законодательства о местном самоуправлении. ѕо его мнению, в насто€щее врем€ в законодательном процессе наблюдаютс€ серьезные противоречи€. — одной стороны, идет активный процесс  внесени€ изменений и дополнений в ‘едеральный закон є 131 «ќб общих принципах в местном самоуправлении в –оссийской ‘едерации». Ќо, по мнению, ј.Ќ.Ўирокова,  эти изменени€  направлены лишь на улучшение редакции отдельных статей, а также на устранение пробелов и противоречий.  — другой стороны, в реальной практике нарастают серьезные проблемы, которые практически не наход€т отражение в законодательстве о местном самоуправлении. ѕроисходит дальнейшее «огосударствление» местного самоуправлени€, которое отражаетс€ во всЄ большем объеме полномочий, передаваемых с федерального и регионального уровней власти на муниципальный уровень. ќдновременно повышаетс€  ответственность органов и должностных лиц местного самоуправлени€ при одновременном снижении самосто€тельности органов местного самоуправлени€. Ётот процесс набирает силу. ≈сть несколько причин дл€ этого негативного процесса. ѕрежде всего, происходит больша€ централизаци€ средств на федеральном и региональном уровн€х. ќдновременно снижаетс€ бюджетна€ самосто€тельность органов местного самоуправлени€, увеличиваетс€ количество не финансируемых «мандатов» или переданных полномочий. Ќо в целом отсутствует системна€ работа по совершенствованию закона, котора€, конечно же, тормозит муниципальную реформу. 

¬ то же врем€ участники форума анализировали и положительные аспекты в де€тельности органов местного самоуправлени€, которые во многом завис€т от инициативы самих муниципалов. 

Ќ.ј. √аненкова, исполнительный директор —овета региональных и местных властей в ”ль€новской области поделилась интересным опытом ”ль€новской области о взаимодействии органов публичной власти и экспертного сообщества.  ¬ рамках дальнейшего развити€ местного самоуправлени€, институтов гражданского общества в 2011 году в области создана принципиально нова€ структура дл€ обеспечени€ взаимодействи€ органов представительной и исполнительной власти —овет региональных и местных властей в ”ль€новской области. 

«адачи —овета следующие: 

  • максимальное использование ресурсов местного самоуправлени€;
  • привлечение широкого круга общественности к обсуждению наиболее важных направлений социально-экономического развити€ ”ль€новской области;
  • придание системного характера правотворческому процессу в регионе.

—остав —овета отвечает идеологии взаимодействи€ органов представительной и исполнительной власти. ¬ него вход€т руководители представительных и исполнительных органов всех муниципальных образований ”ль€новской области,  руководители исполнительной власти ”ль€новской области,  члены ѕравительства ”ль€новской области, председатели комитетов «аконодательного —обрани€ ”ль€новской области,  ѕредседатель ќбщественной палаты ”ль€новской области,  представители экспертного сообщества.

≈ю были приведены примеры по темам, которые обсуждаютс€ на сесси€х —овета. Ёто межбюджетные отношени€,  дорожна€ де€тельность в отношении автомобильных дорог местного значени€ в границах населенных пунктов поселени€;   упрощение административных процедур при оформлении земельных участков субъектами малого и среднего предпринимательства;  реализаци€ региональной культурной политики, качество жилищно-коммунальных услуг и т.д. «аместим, что аналогичный совет намного раньше был создан в —вердловской области. 

ѕредставл€л интерес доклад доктора экономических наук, профессора —.Ќ. Ћеонова о  межмуниципальном взаимодействии в развитии территории (на примере   ёжного   ѕриамурь€). ƒанна€  тематика интересна в св€зи с тенденци€ми в сфере совершенствовани€ местного самоуправлени€ и региональными особенност€ми.  

¬ частности дл€ ёжного ѕриамурь€ характерна территориальна€ раздробленность.  ёжное ѕриамурье – пригранична€, освоенна€ и заселенна€ часть ƒальнего ¬остока, включающа€ муниципальные образовани€ различных субъектов –оссийской ‘едерации (’абаровского кра€ и ≈јќ), имеюща€ крупные проекты, могущие оказать вли€ние на развитие всего ƒальнего ¬остока.

ѕроблема межмуниципального взаимодействи€ в развитии территории актуальна дл€ многих муниципальных образований –‘, которые не имеют достаточные собственные ресурсы дл€ решени€ местных проблем. ¬ то же врем€ ими недооцениваютс€ возможности межмуниципальной кооперации дл€ решени€ вопросов местного значени€. ќдновременно с этим мировым сообществом накоплен опыт применени€ форм регионального управлени€, основанных на принципах взаимодействи€. 

ѕо мнению —.Ќ. Ћеонова, межмуниципальное взаимодействие –  это целенаправленна€, институционально оформленна€ система согласованных действий органов местного самоуправлени€, охватывающа€ два и более муниципалитета, направленна€ как на эффективное решение вопросов местного значени€, так и дл€ представительства интересов муниципальных образований на всех уровн€х государственной власти с целью социально-экономического развити€ территории. ¬ докладе им были представлены некоторые формы межмуниципального сотрудничества. Ќапример, договорна€, предполагающа€ возможность создани€ межмуниципального хоз€йственного общества; заключение договоров и подписание соглашений в различных сферах, в том числе здравоохранени€ и образовани€. 

÷ель создани€ межмуниципального хоз€йственного общества – это объединение финансовых и материальных ресурсов дл€ решени€ вопросов муниципального образовани€, оптимизаци€ расходов на обеспечение вспомогательных муниципальных функций (бухгалтерский учет, и др.). ќсновные функции межмуниципального хоз€йственного общества предполагают совместные действи€ по обеспечению населени€ продовольственными и промышленными товарами, организацию совместных действий по обеспечению формировани€ и размещени€ сводного межмуниципального заказа на основные виды товаров и услуг;  а также  совместные действи€ по разработке межмуниципальных программ и проектов. ƒокладчиком была предложена методика установлени€ рангов муниципальных образований ’абаровского кра€ с учетом потенциала межмуниципального взаимодействи€. 

¬ основе установлени€ рейтинга социально-экономических потенциалов муниципальных образований разбивка по группам, различающихс€ по степени плотности населени€ и транспортной доступности, а также по потенциалу межмуниципального взаимодействи€. 

ѕо мнению автора этой методики, формирование межмуниципального взаимодействи€ в условно-посто€нной части стратегических проектов может охватывать:

  • проекты, направленные на решение «узких мест» в ресурсном обеспечении развити€ (обеспечение водой, тепло- и электроэнергией);
  • создание системы градостроительной документации (основы планировочной структуры и подсистем транспорта, инженерной и социальной инфраструктуры)
  • развитие транспортных и коммуникационных инфраструктур, создание общих логистических центров. 

јктуальную проблему в целом дл€ местного самоуправлени€ –оссии рассмотрела “.¬. —ачук, доктор экономических наук, заведующа€ кафедрой экономики и финансов  арельского филиала –јЌ’и√—, а именно, проблемы и перспективы позиционировани€ и продвижени€ сельских поселений. 

ƒл€ развити€ территории важен образ и имидж. ƒл€ формировани€ образа, по мнению  “.¬. —ачук, важны не только официальные символы  (название, герб, флаг), но неофициальные символы.  ¬ сельских поселени€х таковыми могут быть традиционные ремесла и промыслы; легко узнаваемые архитектурные, рекреационные, археологические, промышленные объекты и пам€тники; уникальные природные ресурсы. ƒл€ многих территорий характерны свои продукты питани€ и блюда национальной кухни, а также национальные костюмы и их элементы; животные, птицы, растени€; народные, спортивные, культурные  праздники.  

Ћицом территории и могут быть предметы быта или товары народного потреблени€; сувениры и подарки с официальной и неофициальной символикой города; уникальные пам€тники. », конечно же, территори€ – это известные люди (группы людей) прошлого и насто€щего. 

ѕозиционирование и продвижение сельских поселений актуальны и дл€ —вердловской области. ѕоэтому рассматриваема€ проблема может  найти отражение и в де€тельности ученых »нститута государственного управлени€ и предпринимательства.   

Ћ.». ¬орониной, заведующей кафедрой государственного и муниципального управлени€, представл€ющей »нститут, был предложен дл€ обсуждени€ материал на тему «ќ роли общественных организаций в развитии местного самоуправлени€». 

“акже €рким событием ‘орума стало подведение итогов XI-го –оссийского конкурса образовательных программ и методического обеспечени€ подготовки, переподготовки и повышени€ квалификации кадров дл€ муниципального управлени€. его организаторами стали √осударственный университет управлени€ и јссоциаци€ некоммерческих организаций в области  государственного и муниципального управлени€. 

ѕреподаватели кафедры государственного и муниципального управлени€ ј.¬. “омильцев, —.ћ.  орунов, ё.Ћ. ѕономарев и Ћ.». ¬оронина  награждены ѕочетной грамотой за разработку комплекса рабочих программ учебных дисциплин и сборника кейсов. —борник  успешно используетс€ как при обучении студентов, так и слушателей профессиональной переподготовки (государственных и муниципальных служащих).