—тандарты обучени€ международного уровн€

»√”ѕ ”р‘” с 2017 года имеет международную институциональную аккредитацию CEEMAN International Quality Accreditation (IQA) - знак международного признани€ в качестве образовательной организации, обладающей ресурсами, программами, структурой и осуществл€ющей свою де€тельность в соответствии с общеприн€тыми международными критери€ми и стандартами организации высшего образовани€.

”знать больше

јспирантура и соискательство

”р‘” осуществл€ет подготовку кадров высшей квалификации в рамках послевузовского профессионального образовани€ через стажерство, очную и заочную аспирантуру, соискательство и докторантуру по 122 специальност€м ¬ј .

”знать больше

ѕрограммы повышени€ квалификации и профессиональной переподготовки

Ђ√осударственное и муниципальное управлениеї
Ђћастер менеджмента и бизнесаї
Ђ”правление государственным и муниципальным образовательным учреждениемї
и другие...

”знать больше

ѕрограмму дл€
топ-менеджмента

ћ¬ј.Practice

”знать больше

ћы предлагаем

CEEMAN IQA

„еловек Ќаук. ѕрофессор »√”ѕ о том, как изменились уральские студенты за двадцать лет

66.RU продолжает серию публикаций об уральских ученых, которые добывают новые знани€. »х следующий герой — доктор философских наук, наш профессор ёрий ¬ишневский. ќн рассказал, чем отличаютс€ студенты середины 2010-х от студентов 1990-х, почему бакалавриат снизил шансы на трудоустройство и правда ли, что молодым плевать на деньги.

ёрию –удольфовичу 80 лет, половину из них он работает в университете и больше всего гордитс€ исследованием уральских студентов. ѕод его руководством коллектив социологов изучал третьекурсников ≈катеринбурга с 1995 года, и в итоге по€вилась монографи€ на 900 страниц. ѕоскольку таких исследований никто в мире не проводил, 66.RU попросил ученого рассказать о результатах подробнее.

«ачем социологи изучают студентов

ѕомните, как 14 апрел€ 1998 года студенты пришли митинговать к Ѕелому дому? (“огда протесты против реформы высшего образовани€ прошли в ћоскве, —анкт-ѕетербурге и других городах. ¬ ≈катеринбурге митинг студентов закончилс€ стычкой с ќћќЌом, — прим. ред.) ѕосле этого –оссель сказал, что необходимо систематически изучать, как живут студенты, и сообщать руководству региона. ћы это делаем. ѕосле каждого исследовани€ пишем рекомендации дл€ руководства вуза, региона и министерства образовани€, где говорим, что беспокоит молодежь.

ћы двадцать один год изучали, как мен€ютс€ уральские студенты — их отношение к учебе, мотиваци€, жизненные планы, досуг, социальный статус. “акого исследовани€ не проводил ни один университет мира. ћы опрашивали студентов третьего курса почти всех вузов ≈катеринбурга. ¬ыбрали третьекурсников, потому что к середине учебы они уже адаптировались в вузе и скоро пойдут на работу. Ёто исследование помогает прежде всего преподавател€м пон€ть студентов, узнать их потребности и проблемы. —оциологи не дают четких инструкций, но дают рекомендации и ориентиры.

„то мен€етс€ в головах студентов

—амым неожиданным результатом было то, что по многим параметрам не удалось найти изменени€ — ответы третьекурсников на прот€жении двадцати лет отличались на 2–3%, в пределах статистической погрешности. —туденты 1995 года очень поход€т на студентов 2016 года.

Ќекоторые перемены про€вл€ютс€ с 2012 года.  омпьютеры заменили кино, студентов перестали интересовать дискотеки. ј главное — реб€та отказываютс€ от алкогол€ и ведут здоровый образ жизни. ≈сли раньше говорили: «я молодой, здоровь€ надолго хватит», — то сейчас берегут собственное тело. ≈ще помен€лось отношение к наркотикам. ¬ дев€ностые студенты считали: это плохо, но раз мен€ не касаетс€, то все равно. —ейчас отношение стало резко негативным.

”ральские студенты отличаютс€ основательностью. ќни спокойные и не слишком увлекаютс€ политикой, живут по принципу «меньше трепа, больше дела».

 ак относ€тс€ к деньгам

—овременные студенты не меркантильные. »з-за денег третьекурсники беспоко€тс€ в два раза меньше, чем 20 лет назад. Ќе скажу, что модно быть бедным, просто не зазорно. ѕри этом материальное расслоение выросло в разы: одни приезжают в вуз на мерседесе, а другие покупают на обед капустный салат за 20 рублей. ј в вузах меропри€ти€ устраивают дл€ всех одинаковые, и билеты студенты покупают за одну и ту же цену. я посто€нно говорю проректору, что нужно учитывать материальное положение, когда организуем праздники.

 ак выбирают вуз и работу

—туденты выбирают вуз из-за востребованных профессий. Ќо профессионализм дл€ них не так важен, как престиж вуза. ѕосле обучени€ студенты рассчитывают на хорошую работу. ѕри этом дл€ них «хороша€ работа» — это в первую очередь работа в при€тном коллективе. Ќо работать по специальности они не хот€т. “олько треть участников исследовани€ указали, что выберут работу по профессии. “ак происходит потому, что на смену специалитету пришел бакалавриат. Ѕакалавриат дает основу профессии, но подготовка там слишком обща€, и выпускникам трудно найти свое место на рынке труда. Ѕакалавриат был бы хорош, если за ним в об€зательном пор€дке шла магистратура.

Ѕольше всего студенты бо€тс€ не найти работу после вуза. » их страхи оправданны. –аботодатели — все специалисты, и на бакалавров они смотр€т как на недоделанных выпускников.  ак показывают исследовани€, 85% работодателей хот€т нанимать специалистов, 8% бакалавров и 7% — магистров.

 ак относ€тс€ к семье

—емейные ценности изменились. –езко уменьшилось число студенческих семей. ѕричины в том, что срок учебы сократилс€ и стал привычным феномен, который неправильно называют «гражданский брак». Ќа самом деле это не брак, а сожительство. ћы используем неверный термин, потому что слово «сожитель» имеет криминальный оттенок.

Ќельз€ говорить, что молодежь безалаберно относитс€ к семейной и половой жизни. ћолодежь всегда была такой — она не в состо€нии разобратьс€ в собственных чувствах. ѕочему так часто распадаютс€ молодые семьи? ѕотому что брак сегодн€ создают методом проб и ошибок. ѕо€вилось словосочетание «сходить замуж». “о есть это как сходить в кино: попробовали, не понравилось, разошлись.

я считаю, мы плохо работаем над сексуальной моралью молодежи. ќсобенно это касаетс€ девочек, мужчины по природе менее ответственны. Ќужно вводить в школах уроки полового воспитани€. ѕричем вести их должны не учител€ биологии или литературы. ј то они рассказывают на уровне пестиков-тычинок или Ќаташи –остовой. Ќу кака€ Ќаташа –остова, если у 70% дес€тиклассниц есть половой опыт.

„ему учить молодых

я противник ≈√Ё. ќн убивает творческие способности. ќдиннадцатиклассников натаскивают на решение задач, и все. ј потом они приход€т в вуз и говор€т: «ћы это проходили, уже сдали и ничего не помним». Ќо учить же надо не дл€ оценок или баллов, а чтобы дети что-то понимали.

¬ университете сейчас приход€т к модульной системе обучени€. Ёто значит, что студенты сами выбирают предметы дл€ изучени€. »з-за этого исчезают группы, коллективы разваливаютс€ и студенческие годы перестают быть временем совместной учебы.

¬ообще, есть два подхода к воспитанию молодежи. ћожно детей выращивать, а можно создавать им такие услови€, чтобы они сами росли. я — за второе.

 

ћатериал
‘ото: ¬ладислав Ѕурнашев, 66.ru