—тандарты обучени€ международного уровн€

»√”ѕ ”р‘” с 2017 года имеет международную институциональную аккредитацию CEEMAN International Quality Accreditation (IQA) - знак международного признани€ в качестве образовательной организации, обладающей ресурсами, программами, структурой и осуществл€ющей свою де€тельность в соответствии с общеприн€тыми международными критери€ми и стандартами организации высшего образовани€.

”знать больше

јспирантура и соискательство

”р‘” осуществл€ет подготовку кадров высшей квалификации в рамках послевузовского профессионального образовани€ через стажерство, очную и заочную аспирантуру, соискательство и докторантуру по 122 специальност€м ¬ј .

”знать больше

ѕрограммы повышени€ квалификации и профессиональной переподготовки

Ђ√осударственное и муниципальное управлениеї
Ђћастер менеджмента и бизнесаї
Ђ”правление государственным и муниципальным образовательным учреждениемї
и другие...

”знать больше

ѕрограмму дл€
топ-менеджмента

ћ¬ј.Practice

”знать больше

ћы предлагаем

CEEMAN IQA

—оциологи: нужны федеральна€ концепци€ и закон об образовании пожилых

ѕо прогнозам демографов, в течение ближайших дес€ти лет росси€не пенсионного возраста состав€т примерно треть населени€ страны: если в 2018 году в –оссии было около 37 миллионов пенсионеров, то к 2023 году их число превысит 40 миллионов.

«—одержание пенсионеров все больше становитс€ бременем дл€ общества и государства. ќсобенно с учетом тенденций снижени€ рождаемости, усилени€ эмиграционных установок молодежи. ”ровень сокращени€ к 2023-2025 годам качественных трудовых ресурсов может достигнуть 9 %», — подчеркивает профессор ”ральского федерального университета √арольд «боровский.

¬ то же врем€ специалисты отмечают, что старшее поколение по-прежнему обладает важнейшими ресурсами, востребованными на рынке труда, — качественным общим и профессиональным образованием, полученным еще в советское врем€, богатым трудовым опытом и сильной мотивацией, дисциплинированностью, свободным временем. —оциологические исследовани€ показывают, что работники предпенсионного и пенсионного возрастов по р€ду показателей нередко не уступают, а то и превосход€т молодых работников.

ѕри этом старшее поколение не составл€ет конкуренцию молодым: последние чаще всего зан€ты в высокотехнологичных отрасл€х, сферах маркетинга и менеджмента, тогда как пенсионеры рассчитывают на работу в традиционных секторах — сервисе, образовании, сельском хоз€йстве и других. —оциологи развенчивают миф о межпоколенческой конкуренции и доказывают необходимость развити€ «серебр€ного» рынка труда. ƒл€ этого, по их мнению, необходимо создавать в стране и в регионах систему «серебр€ного» образовани€.

 стати, наблюдени€ социологов показывают, что пожилым нравитс€ учитьс€ вместе с молодежью, а молодые в целом с симпатией относ€тс€ к возрастным сосед€м по парте, хот€ на первых порах воспринимают их настороженно.

«Ёто даже интересно, учитьс€ с опытными людьми, знающими жизнь не по книжкам и учебникам, как мы. ќни могли бы быть старостами в наших группах», — такое суждение студентов привод€т ученые.

—туденты «серебр€ного» возраста могли бы не только делитьс€ с молодежью накопленным профессиональным и жизненным опытом, но и зар€жать ее позитивной мотивацией на учебу.

«Ћюди старшего поколени€ очень хорошо понимают важность и ценность образовани€. я уж не говорю про ценность межпоколенческого общени€. ¬ ходе интервью студенты признаютс€, что практически не общаютс€ с бабушками и дедушками и очень мало — с родител€ми. —овместное обучение с представител€ми старшего поколени€ — способ сформировать у молодежи понимание проблем и возможностей „серебр€ных“ людей, пробудить их внимание к пожилым родственникам, купировать про€влени€ эйджизма», — уверена профессор ”р‘” ѕолина јмбарова.

–езультаты исследований, проведенных научной группой под руководством профессора «боровского, показывают: более 35 % пенсионеров сами предъ€вл€ют запрос на получение знаний и навыков, в том числе не св€занных с предыдущим профессиональным образованием и опытом, и готовы продолжать трудитьс€.

ќколо 30 % жителей —вердловской области старшего возраста занимаютс€ самообразованием, повышают квалификацию на курсах переподготовки, приобретают новые знани€ и умени€ в рамках программ дополнительного образовани€, посещают просветительские лекции и мастер-классы, обучаютс€ в учреждени€х среднего профессионального образовани€ и вузах. ѕо мнению социологов ”р‘”, така€ активность «серебр€ных» людей требует специальных мер поддержки их образовательных стратегий.

ћотивы продолжать образование у пенсионеров разные. ƒл€ одних это исполнение жизненных планов, не реализованных в молодости из-за необходимости зарабатывать и поднимать детей. ƒл€ других — условие сохранени€ или получени€ работы (особенно в сферах государственного и муниципального управлени€, образовани€, медицины, которые регулируютс€ профстандартами). ƒл€ третьих — способ продлени€ молодости, поддержани€ интеллектуальной, эмоциональной и физической активности, спасение от одиночества.

¬месте с тем, констатируют ученые, система «серебр€ного» образовани€ в нашей стране отсутствует. ѕо словам исследователей, общекультурное образование больше напоминает клуб «”мелые ручки», а профессиональное образование дл€ людей «серебр€ного» возраста не соответствует их потребност€м и требовани€м рынка труда. —уществующие государственные программы ориентированы на низкостатусные, малооплачиваемые рабочие места с т€желыми услови€ми труда и не предназначены дл€ людей со средним профессиональным и высшим образованием, высокой квалификацией. Ќо и этими программами могут воспользоватьс€ только те, кто имеет официальный статус безработных и предпенсионеров, причем строго в объемах выделенных квот.

¬ большинстве учреждений среднего профессионального, дополнительного и высшего образовани€ нет подразделений — кафедр, факультетов, департаментов, институтов, — специализирующихс€ на обучении пожилых людей.  оличество бюджетных мест в образовательных организаци€х не соотноситс€ с правом представителей старшего поколени€ на бесплатное обучение.

–ешение задачи профессионального образовани€ дл€ пенсионеров во многом переложено на их собственные плечи и на работодателей. Ќо, по данным проведенных опросов, подавл€ющее большинство российских пенсионеров не в состо€нии оплачивать образовательные услуги и не рассчитывают на помощь родственников. —огласно статистике, ежегодные инвестиции в корпоративное обучение не превышают 0,3 % от фонда оплаты труда, и расходы на обучение пенсионеров в их структуре практически отсутствуют. ¬ результате дол€ людей «серебр€ного» возраста, вовлеченных в систему непрерывного профессионального образовани€, очень невелика.

√арольд «боровский и ѕолина јмбарова уверены: дл€ повышени€ качества жизни старшего поколени€ росси€н и продлени€ их трудовой жизни необходимо формировать в обществе позитивную «возрастную» идеологию, а государству — совместно с учеными и общественностью создавать концепцию «серебр€ного» образовани€ и принимать федеральный закон об образовании людей почтенного возраста. “ребуетс€ разработка государственных мер, стимулирующих интерес работодателей и образовательных организаций к обучению пожилых людей, специальна€ подготовка научно-педагогического состава.

Ќаконец, вклад государства в сферу «серебр€ного» образовани€ может приобрести форму целевого софинансировани€ различных программ и проектов путем перераспределени€ средств пенсионных и иных социальных фондов. “ем более что, по данным соцопросов, более 85 % российских пенсионеров полагают: провод€ пенсионную реформу, государство об€зано предоставить люд€м старшего возраста возможность получить качественное образование бесплатно.

«¬ыполн€€ перечисленные функции в полной мере, государство „оплатит“ свои об€зательства по отношению к старшему поколению росси€н, поддержит межпоколенческую открытость и толерантность, гуманизацию общественных отношений и искоренение эйджизма, превентивно обеспечит доверие к себе со стороны других поколений, поскольку реализует тем самым миссию социального государства», — убеждены √арольд «боровский и ѕолина јмбарова.

—оциологи считают, что при этом полезно использовать богатый мировой опыт: в —оединенных Ўтатах первый »нститут образовани€ пенсионеров был открыт еще в 1960-х годах, во ‘ранции ”ниверситет третьего возраста по€вилс€ в 1970-х, в ¬еликобритании ќбщество третьего возраста, куда вошло более 260 университетов, основано в 1980-х. Ќа сегодн€шний день американские и европейские практики используютс€ по всему миру.

”ченые ”р‘” продолжают изучение «серебр€ного» образовани€ и «серебр€ного» рынка труда.

«»тогом трехлетней исследовательской программы, поддержанной грантом –оссийского фонда фундаментальных исследований (–‘‘»), станет целостна€ концепци€ образовани€ дл€ людей „третьего возраста“, включающа€ дополнительное, среднее профессиональное, высшее, будут разработаны конкретные программы и социальные технологии. Ќаша задача — показать их синергетический эффект и самим пенсионерам, и органам власти, и работодател€м», — объ€сн€ет ѕолина јмбарова.

»нтерес –‘‘» к работе екатеринбуржцев закономерен: они стрем€тс€ сохран€ть традиции уральской социологической школы — одной из ведущих в –оссии, качественно проводить теоретические и эмпирические исследовани€, ориентиру€сь на лучший отечественный и мировой опыт.

«Ќеслучайно наша исследовательска€ группа получила статус ¬едущей научной школы ”р‘”, — рассказывает √арольд «боровский. — ѕроводимые нами социологические исследовани€ всегда ориентированы на самые острые, болезненные, рискогенные дл€ общества проблемы, от решени€ которых зависит общее будущее. „—еребр€ное“ образование — в р€ду этих проблем».