—тандарты обучени€ международного уровн€

»√”ѕ ”р‘” с 2017 года имеет международную институциональную аккредитацию CEEMAN International Quality Accreditation (IQA) - знак международного признани€ в качестве образовательной организации, обладающей ресурсами, программами, структурой и осуществл€ющей свою де€тельность в соответствии с общеприн€тыми международными критери€ми и стандартами организации высшего образовани€.

”знать больше

јспирантура и соискательство

”р‘” осуществл€ет подготовку кадров высшей квалификации в рамках послевузовского профессионального образовани€ через стажерство, очную и заочную аспирантуру, соискательство и докторантуру по 122 специальност€м ¬ј .

”знать больше

ѕрограммы повышени€ квалификации и профессиональной переподготовки

Ђ√осударственное и муниципальное управлениеї
Ђћастер менеджмента и бизнесаї
Ђ”правление государственным и муниципальным образовательным учреждениемї
и другие...

”знать больше

ѕрограмму дл€
топ-менеджмента

ћ¬ј.Practice

”знать больше

ћы предлагаем

CEEMAN IQA

√осударство должно платить тем, кто растит будущих налогоплательщиков. ”ченый ”р‘” — о родительском труде

ћатеринский капитал, который с 2007 г. существует в –оссии, чтобы вывести страну из демографической €мы, во многом исчерпал себ€. «Ёта мера помогает прин€ть решение о рождении ребенка, но не дает решить более важную проблему нашего общества — получение полноценного человеческого капитала: тех, кто будет учитьс€, эффективно трудитьс€, обеспечива€ стабильность государства. „тобы стимулировать эту сферу, нужны совсем другие способы», — уверены ученые ”ральского федерального университета. 

“емой рождаемости и родительства уральские ученые занимаютс€ уже более 15 лет. ѕоследние два года — как ведуща€ научна€ школа –оссии по этому направлению исследований.

«Ќаша цель — показать и доказать, что воспитание детей — это такой же труд, как, скажем, работа на заводе. –аботодателем в данном случае выступает государство, значит, оно должно соответствующим образом это поощр€ть», — по€сн€ет јнна Ѕагирова, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управлени€ »√”ѕ ”р‘”.

«≈сть фраза: «мама сидит в декрете». Ќо у этой мамы совсем нет времени посидеть!»

¬ ———– демографическа€ политика была в целом эффективной: детей хотели рожать и рожали много. ¬ 90-е рождаемость сильно упала, экономисты и социологи погрузились в эту тему: какие факторы привели к снижению, как восстановить показатели. ћы вначале занимались рождаемостью традиционно — изучали экономические и социальные процессы, пробовали найти научные способы преодолеть негативные тенденции. Ќо быстро пон€ли: смотреть на проблему снижени€ численности населени€ нужно комплексно. ќдно дело — родить ребенка, другое — воспитать и вырастить так, чтобы он стал полноценным членом общества, приносил пользу государству.

—тали изучать семью — ведь именно там закладываютс€ первоосновы формировани€ и развити€ человеческого капитала. »сследовали с разных сторон: от мотивов деторождени€ и воспитани€ до затрат — материальных, временных, эмоциональных и т.д.

¬ыводы исследовани€ однозначны: родитель — это професси€. “о, что делают родители, воспитыва€ ребенка, полностью подходит под определение труда.

„то такое труд? Ёто де€тельность, направленна€ на удовлетворение потребностей человека и/или общества. ” любого труда есть результат, есть заказчик: либо сам человек — когда речь идет о хобби, либо работодатель — при профессиональном труде. ≈сли рассмотреть семью в такой системе, сразу видно, что родители, рожа€ и воспитыва€ детей, выполн€ют и государственный заказ.  аждый ребенок — будущий взрослый, который рано или поздно начнет работать, что-то производить, а значит — платить налоги государству, участвовать в выборах и т. п. » родители занимаютс€ не чем иным, как родительским трудом.

ћы ввели этот термин — родительский труд — лет дес€ть-двенадцать назад. “огда на нас обрушилс€ шквал критики: ни экономисты, ни социологи, ни демографы никогда не рассматривали родительство с такой точки зрени€. ≈сть устойчивое выражение — «мама сидит в декрете». ∆енщина родила, и общество ее просто вычеркнуло — она «сидит». ” нее куча дел, ей на «присесть» времени не хватает! Ќо риторика така€ — безде€тельна€. ј кака€ риторика, такое и отношение в обществе.

Ќа законодательном уровне родительский труд тоже никак не поощр€етс€. «а ненадлежащее исполнение родительских функций предусмотрены наказани€, а за качественное исполнение — ничего.

«ѕенсию должны давать не только за профессиональный, но и за родительский труд»

ѕеред нами стоит несколько целей. ¬ первую очередь, конечно, научные. ћы исследуем родительский труд в самых разных аспектах. Ќапример, характеристики труда: пон€тно же, что они мен€ютс€ по мере того, как растет ребенок. ¬ыделили семь стадий — они во многом перекликаютс€ со стади€ми социализации ребенка: новорожденный, дошкольник, школьник... ’от€ перва€ стади€ родительского труда начинаетс€ еще до беременности — планирование, подготовка к рождению. «аключительна€ — профессионализаци€, то есть когда ребенок начинает профессиональную жизнь.

ƒл€ каждой стадии характерны свои трудовые функции. ¬начале велика роль ухода, затем ведущей становитс€ функци€ развити€, а в подростковом возрасте на первый план выходит поддерживающа€ функци€. ¬о врем€ студенчества — сопровождающа€.

Ќа каждой стадии свои затраты — материальные, эмоциональные, физические.  ак их восполн€ть — это еще один аспект исследовани€, который тесно перекликаетс€ со стимулированием. ћногие сегодн€ под стимулированием родительского труда понимают материнский капитал. Ќаши исследовани€ доказывают, что эта мера актуальна лишь дл€ первой стадии — рождени€ ребенка, причем конкретного ребенка — чаще всего второго. ƒеньги можно потратить более эффективно: не платить единовременно всю сумму, а давать постепенно, увеличива€ выплаты по мере взрослени€ ребенка. –одители могут вкладывать их в образование или, к примеру, направить на психологов — така€ поддержка зачастую необходима и взрослому, и ребенку в подростковом возрасте.

«атраты, св€занные с родительским трудом, — еще одна тема дл€ исследовани€. ≈сли родители, выполн€€ «госзаказ», воспитывают детей — государство должно эти затраты восполн€ть. «начит, нужны методы измерени€ результатов. Ќа разных стади€х они, конечно, разные.  огда рождаетс€ ребенок, его оценивают по шкале јпгар — в этой оценке есть определенна€ дол€ ответственности родителей, которую они про€вили при планировании беременности. ≈ще одна контрольна€ точка — ≈√Ё: да, во многом оценки на экзаменах завис€т от преподавателей, от самого ребенка, но есть тут и результат родительского труда — его и нужно измер€ть. ѕомимо этих уже существующих методов должны быть и другие: оценки психологов, педагогов, медиков, которые даютс€ за навыки, сформированные к тому или иному возрасту.

 ак собирать такие данные, где они будут хранитьс€, кто и как их должен анализировать, чтобы прин€ть в итоге решение о компенсации, — такими вопросами мы тоже начинаем заниматьс€. ѕотому что речь должна идти не об однократных преми€х, а о полноценной заработной плате. ѕо нашему мнению, это должна быть и надбавка к пенсии — но не за профессиональный, а за родительский труд.

«–одительству — как профессии — надо учить»

Ќо исследование ради исследований — это неправильно. «адача любого ученого не просто изучить тему, но и внедрить результаты этого изучени€. ѕоэтому все же основна€ цель нашей работы — переломить отношение общества к родительству.

ѕервый шаг — громко говорить о том, что это труд. „тобы сами родители понимали, что общество ценит их именно за это. “огда и отношение к родительству будет формироватьс€ соответствующее — более осознанное. Ёто еще одна из наших идей — к родительству необходимо готовить, ввести соответствующие предметы в школе, в вузе. Ёто же логично: раз мы говорим, что родительство — труд, значит, ему, как и профессии, надо обучатьс€. » будет лучше, если преподавател€ми выступ€т педагоги, психологи, врачи, юристы, а не безвестные советчики из интернета.

ћатериал: 66.ru
‘ото: —ергей Ћогинов