—тандарты обучени€ международного уровн€

»√”ѕ ”р‘” с 2017 года имеет международную институциональную аккредитацию CEEMAN International Quality Accreditation (IQA) - знак международного признани€ в качестве образовательной организации, обладающей ресурсами, программами, структурой и осуществл€ющей свою де€тельность в соответствии с общеприн€тыми международными критери€ми и стандартами организации высшего образовани€.

”знать больше

јспирантура и соискательство

”р‘” осуществл€ет подготовку кадров высшей квалификации в рамках послевузовского профессионального образовани€ через стажерство, очную и заочную аспирантуру, соискательство и докторантуру по 122 специальност€м ¬ј .

”знать больше

ѕрограммы повышени€ квалификации и профессиональной переподготовки

Ђ√осударственное и муниципальное управлениеї
Ђћастер менеджмента и бизнесаї
Ђ”правление государственным и муниципальным образовательным учреждениемї
и другие...

”знать больше

ѕрограмму дл€
топ-менеджмента

ћ¬ј.Practice

”знать больше

ћы предлагаем

CEEMAN IQA

ѕримерные вопросы к государственному междисциплинарному экзамену

по направлению «ћенеджмент»

на 2010 – 2011 учебный год 

Ѕлок 1. ќсновы менеджмента 

1. ¬иды и функции менеджмента. ћетоды управленческой де€тельности и принципы их реализации.

2. ∆изненный цикл организации.  онцепции жизненного цикла организации Ћ. √рейнера и ј. јдизеса. ’арактеристика основных этапов.

3. Ёволюци€ теории и практики менеджмента. 

4. ѕодходы к прин€тию управленческого решени€: пон€ти€ и сравнительна€ характеристика. Ёкономическа€, социальна€ правова€ и технологическа€ сущность управленческого решени€.

5. ћетоды, этапы и процедуры процесса прин€ти€ рационального управленческого решени€.

6. ѕрин€тие управленческих решений в услови€х неопределенности и риска.

7. ќрганизационные структуры управлени€, их виды и сферы эффективного применени€.

8. ќсобенности органических и механистических организационных структур управлени€. »х преимущества и недостатки.

9. ћотивационные теории управлени€. —равнительный анализ содержательных и процессуальных теорий мотивации.

10.  орпоративна€ культура, ее компоненты и вли€ние на де€тельность организации.

11. ћодели управлени€ изменени€ми. ћетоды преодолени€ изменени€ми.

12. ¬иды контрол€ в органах различных типов.  

13. ѕодходы к управлению в современных услови€х: системный, «управление по цел€м», ситуационный.

14. ƒелегирование полномочий в организаци€х: цели, методы.

15. —тили управлени€ в организации.

16. —овременные теории лидерства в менеджменте организации.

Ѕлок 2. “≈ќ–»я ќ–√јЌ»«ј÷»»

1. ѕон€тие «организаци€»: виды и принципы.

2. ѕрименение достижений различных наук дл€ решени€ проблем в управлении организацией.

3. —одержание теории ‘. “ейлора и ј. ‘айол€. 

4. –ациональна€ бюрократическа€ организаци€: теори€ ћакса ¬ебера. ≈е применение в де€тельности современных организаций.

5. “еори€ –. Ћайкерта «—истема-4» (на основе учета мотивации персонала). «начение  мотивации работников в повышении результативности труда. 

6. “еори€ организационно-контрольного потенциала ». јнсоффа. ƒругие современные теории организации.

7. ¬ли€ние внешних и внутренних факторов на де€тельность организации. 

8. –оль социальных ценностей и взаимоотношений в организации. —оциальна€ ответственность наемных менеджеров в управлении персоналом.

9. ѕринципы и виды департаментализации. 

10. ќсобенности менеджмента в общественных организаци€х, движени€х и парти€х. 

11. ќсобенности менеджмента в органах государственной власти.

12. ќсобенности менеджмента в органах местного самоуправлени€. ќсобенности де€тельности государственных и муниципальных организаций. 

13. –оль корпоративных структур в развитии экономики страны и регионов.

14. ¬заимодействие государства с различными видами организаций. –оль государственного регулировани€ де€тельности организаций. 

15. ћеждународные и межгосударственные организации, их роль в  общественной и хоз€йственной жизни страны. 

16. ‘ормы вертикальной и горизонтальной координации в организации. 

17. —етевые и виртуальные организации в современном мире. 

18. ¬ли€ние внутренней среды организации, вли€ющие на групповое поведение и межгрупповые отношени€ работников. 

Ѕлок 3. ћј– ≈“»Ќ√ и «Ѕизнес-планирование»

–аздел «ћаркетинг»

1. ћаркетинг: пон€тие, задачи, функции де€тельности.  омпоненты маркетинга. 

2. —тратегический маркетинг: пон€тие, цель, задачи. ¬иды стратегии маркетинга. Ётапы разработки стратегического плана маркетинга.

3. “оварный рынок. ѕродуктовые и географические границы товарного рынка. Ёкономико-правовые барьеры.  лассификаци€ видов товарного рынка.

4. —егментирование товарного рынка. ћассовый, дифференцированный, концентрированный маркетинг. ћетоды сегментировани€. ÷елевой рынок.

5. ћаркетинговое исследование: цель, задачи, результаты. »нформационна€ основа, методы маркетингового исследовани€. 

6. ћетоды ценообразовани€. ќсобенности планировани€ цены производителей на стади€х жизненного цикла товара.

7. √осударственное регулирование конкуренции. «акон –оссийской  ‘едерации «ќ защите конкуренции».  оличественные критерии оценки уровн€ ограничени€ конкуренции на товарном рынке.

8.  онкуренци€: пон€тие, виды. «адачи конкурентной политики на стади€х жизненного цикла организации.

9.  онкурентоспособность. —оотношение категорий «конкурентоспособность» и «качество». ѕараметры конкурентоспособности продукции и услуг. ћетоды оценки уровн€ конкурентоспособности.

10. Ётапы оценки уровн€ конкурентоспособности на основе метода групповых показателей. 

11. »змерители объема и структуры товарного рынка: дол€, емкость, уровень концентрации. ћетоды оценки емкости товарного рынка.

12. ѕродвижение товаров (услуг). –еклама, персональные продажи, формирование общественного мнени€, стимулирование сбыта.

–аздел «Ѕизнес-планирование»

1. Ѕизнес-планирование: цель, задачи, этапы. ќсобенности бизнес-планиро­вани€ на стади€х жизненного цикла организации.

2. ѕланирование капиталовложений: цель, задачи, основные этапы. —мета капиталовложений. √рафик финансировани€ проекта.

3. »сточники финансировани€ инвестиционного проекта. Ётапы жизненного цикла инвестиционного проекта.

4. ќрганизационный план инвестиционного проекта: цель, задачи, основные этапы. 

5. ѕланирование производства. ѕроектна€, производственна€, действительна€ мощность. “ипы производства.  орректировка плана производства с учетом емкости товарного рынка.

6. Ёкономическое планирование: цель, задачи, этапы.  ритерии планировани€ –—Ёќ, цеховых, накладных расходов предпри€ти€. ћетоды планировани€ переменных затрат. 

7. ѕроектна€ калькул€ци€ себестоимости. ¬иды себестоимости. ѕлан производственных затрат.

8. ѕланирование фонда оплаты труда: цель, методы. Ќалогообложение фонда оплаты труда.

9. ‘инансовое планирование инвестиционного проекта: цель, задачи, этапы. ѕлан доходов расходов проекта.  ритерии оценки эффективности производственной (коммерческой) де€тельности проекта.

10. ѕланирование движени€ денежных средств: цель, этапы.  ритерии анализа сальдированного финансового результата.

11. ѕлан дисконтированных потоков:  цель, этапы, методы анализа чистой дисконтированной стоимости проекта.

12.  ритерии оценки эффективности инвестиционного проекта: чиста€ дисконтированна€ стоимость, внутренн€€ норма рентабельности, период окупаемости, точка безубыточности. јнализ чувствительности. –азработка инвестиционного решени€.

Ѕлок 4. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ѕ≈–—ќЌјЋќћ

1. ѕон€ти€ «управление персоналом». “ехнократический и гуманистический подходы к управлению персоналом

2. —одержание, цели и задачи по управлению персоналом. ‘ункции менеджеров различного уровн€. 

3. —лужбы по управлению персоналом: роль, функции и организационна€ структура.

4.  адрова€ политика организации, ее содержание, основные направлени€. 

5. —убъекты и объекты кадровой политики. ‘акторы, вли€ющие на выбор кадровой политики на предпри€тии. “ребовани€ к содержанию кадровой политики. 

6. ћесто и роль кадрового планировани€ в системе управлени€ организацией. ÷ели, задачи и этапы кадрового планировани€. 

7. ѕон€тие, цели и виды карьеры. ‘акторы, вли€ющие на успешность в развитии карьеры работника. “ехнологи€ формировани€ резерва на замещение вышесто€щей должности.

8. —равнительна€ характеристика внутренних и внешних источников набора персонала. ќрганизаци€ работы по адаптации вновь прин€тых работников в организацию.

9. ћетоды оценки профессиональной компетентности кандидатов на вакантное место. ћесто и роль кадровых служб в подборе кадров. 

10. ћетоды оценки бизнеса.

11. ÷ели, задачи и функции аттестации.  омплексность оценки персонала в процессе аттестации. Ќормативные правовые требовани€ к организации и проведению аттестации. 

12. ѕон€тие «мотиваци€» и ее роль в достижении целей управлени€. 

13. —овременные теории мотивации. »х применение дл€ повышени€ результативности труда работников. 

14. —ущность, цели и содержание профессионального развити€ работника в организации. ¬иды обучени€ в организации: групповое, поддерживающее, предупреждающее, кризисное. 

15. ћетоды управлени€ персоналом: административные, экономические, социально-психологические.

Ѕлок 5. —“–ј“≈√»„≈— »… ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“

1. «адачи стратегического менеджмента. –оль лидера в формировании стратегии организации

2. —ущность процесса стратегического управлени€. ”частники процесса стратегического управлени€. 

3. —тратегический анализ внешней среды организации. ќбъекты, этапы и инструментарий.

4. –езультаты стратегического анализа макроокружени€ организации. ”грозы и возможности организации во внешней макросреде. 

5.  онкурентоспособность организации в стратегической перспективе. 

6. —тратегическа€ позици€ организации в отрасли и ее оценка. 

7. —тратегический анализ внутренней среды организации.

8. »нновационный потенциал организации: сущность и подходы к оценке. 

9. ѕроизводственный потенциал в организации.

10. јнализ финансового состо€ни€ организации: уровни рентабельности, оборачиваемости, устойчивости, ликвидности, инвестиционные возможности. 

11. –оль регулировани€ социально-трудовых отношений в организации. –азвитие кадрового потенциала.

12. —тратегии и конкурентные преимущества организации. 

13. “ипы конкурентных преимуществ (по ћ. ѕортеру). 

14. ”правление стратегическими рисками в организации: цели и методы. 

15. –еализаци€ функции стратегического менеджмента в организации. 

16. ќценка эффективности стратегического управлени€ в организации: критерии, показатели и методы. ¬неэкономические факторы эффективности стратегии организации.

Ѕлок 6. ѕравовые аспекты в менеджменте

1. ёридическа€ ответственность работодателей и работников в организации.

2. “рудовой договор. “рудова€ дисциплина и ответственность за ее нарушение.

3. ‘« «ќ защите конкуренции».