—тандарты обучени€ международного уровн€

»√”ѕ ”р‘” с 2017 года имеет международную институциональную аккредитацию CEEMAN International Quality Accreditation (IQA) - знак международного признани€ в качестве образовательной организации, обладающей ресурсами, программами, структурой и осуществл€ющей свою де€тельность в соответствии с общеприн€тыми международными критери€ми и стандартами организации высшего образовани€.

”знать больше

јспирантура и соискательство

”р‘” осуществл€ет подготовку кадров высшей квалификации в рамках послевузовского профессионального образовани€ через стажерство, очную и заочную аспирантуру, соискательство и докторантуру по 122 специальност€м ¬ј .

”знать больше

ѕрограммы повышени€ квалификации и профессиональной переподготовки

Ђ√осударственное и муниципальное управлениеї
Ђћастер менеджмента и бизнесаї
Ђ”правление государственным и муниципальным образовательным учреждениемї
и другие...

”знать больше

ѕрограмму дл€
топ-менеджмента

ћ¬ј.Practice

”знать больше

ћы предлагаем

CEEMAN IQA

»нформационно-аналитический журнал –јЅќ
«Ѕизнес-образование» є2(27) 2009

Ѕ»«Ќ≈—-ќЅ–ј«ќ¬јЌ»≈ » √ЋќЅјЋ№Ќјя Ё ќЌќћ» ј ¬ ”—Ћќ¬»я’ Ќ≈—“јЅ»Ћ№Ќќ—“»

28 по 30 ма€ 2009 года в ≈катеринбурге в рамках саммита глав государств -членов Ўанхайской организации сотрудничества (Ўќ—) состо€лась конференци€ директоров и деканов бизнес-школ стран Ўќ— «Ѕизнес-школы как институт развити€ экономики».  онференци€ была организована ”ральским государственным университетом им. ј.ћ.√орького, ”ральским государственным техническим университетом, ”ральским государственным экономическим университетом, ”рало-—ибирским институтом бизнеса при поддержке правительства —вердловской области и –оссийской ассоциации бизнес-образовани€. ¬ работе конференции прин€ли участие более ста представителей бизнес-образовани€ из разных городов –оссии и зарубежных гостей.

Ќа торжественном открытии с приветственным словом к участникам конференции обратились Ќ.—. »щенко, советник аппарата полномочного представител€ ѕрезидента –‘ в ”р‘ќ, ј.ќ.»ванов, проректор ”ральского государственного университета им, ј.ћ.√орького, ∆.ј. ћухамедь€рова, генеральный директор јссоциации развити€ менеджмента стран ÷ентральной јзии (CAMAN).

“ри дн€ работы конференции включали пленарные заседани€, секционные заседани€, бизнес-визиты участников конференции в правительство —вердловской области и мэрию ≈катеринбурга, в университеты и бизнес-школы города, а также культурную программу.

ј. .  люев, председатель конференции, директор »нститута управлени€ и предпринимательства ”ральского государственного университета им. ј. ћ. √орького, открыл первое пленарное заседание «Ѕизнес-школы и глобальна€ экономика в услови€х нестабильности. “енденции изменени€ экономики, финансовой архитектуры, социальных институтов».

¬. ќ. Ќедельский, первый заместитель министра экономики и труда —вердловской области (≈катеринбург), в своем докладе обратилс€ к анализу концептуальных изменений в макросреде и определению их вли€ни€ на бизнес-образование. Ќарастающа€ скорость изменений и нестабильность в макросреде характеризуютс€ такими €влени€ми в современном мире, как смена общественно-политических формаций и элит, технологических укладов, систем образовани€, систем распространени€ знаний и информации, изменени€ в демографии и образе жизни людей, сокращение промежутков времени между кризисами. ¬ этих услови€х, по мнению докладчика, бизнес-образованию необходимо мен€тьс€ вместе с миром в направлении формировани€ реальной системы непрерывного образовани€, развити€ устойчивой св€зи с бизнесом и участи€ в реальных бизнес-проектах. ¬ качестве главной способности современного выпускника бизнес-школы ¬. ќ. Ќедельский назвал способность адаптироватьс€ (профессионально и психологически) к измен€ющимс€ услови€м бизнеса, нарастающей динамике и сложности бизнес-процессов.

ѕрезидент јссоциации развити€ менеджмента стран ÷ентральной и ¬осточной ≈вропы - CEEMAN (—ловени€) ƒ. ѕург в докладе « ак мы можем вместе развивать профессиональных и ответственных лидеров» высказала мнение о том, что нынешний глобальный кризис не только затронул финансовую и экономическую сферы, но и стал кризисом лидерства. Ќовое поколение лидеров необходимо ориентировать на большую ответственность перед обществом и компанией, на мотивацию персонала. ¬ св€зи с этим в программах бизнес-образовани€ больше внимани€ следует удел€ть проблематике социальной ответственности бизнеса, готовить менеджеров высшего звена к работе в интернациональной среде, развивать в них креативность и инновационность.

¬ насто€щее врем€ CEEMAN как интернациональна€ организаци€ объедин€ет 170 членов из 43 стран мира. ƒ. ѕург подчеркнула, что сотрудничество и объединение усилий CEEMAN, –јЅќ, CAMAN имеет очень большие перспективы. јссоциаци€ CEEMAN открыта дл€ партнерства как с национальными и региональными ассоциаци€ми в сфере бизнес-образовани€, так и с организаци€ми и агентствами, сотрудничающими с образованием.

¬ице-президент –оссийской ассоциации бизнес-образовани€ (–јЅќ), ректор »нститута бизнеса и делового администрировани€ јЌ’ при ѕравительстве –‘ (ћосква) —.√. ћ€соедов выступил с докладом «–оссийское бизнес-образование: ключевые проблемы и тенденции развити€», в котором рассказал об успехах российского бизнес-образовани€ и отметил актуальные проблемы, сто€щие перед отечественными школами бизнеса. —реди наиболее значимых проблем докладчик назвал низкую степень интернационализации школ бизнеса, отсутствие национальной системы аккредитации с международными критери€ми/участием бизнеса, недостаточное развитие правовой базы бизнес-образовани€ и т.д.

Ѕольшое внимание в докладе было уделено проблемам взаимодействи€ образовани€ с бизнес-сообществом. ¬ частности, —. ѕ. ћ€соедов отметил важность дл€ бизнес-образовани€ проблем, которые были отмечены в материалах комиссии јссоциации менеджеров:

  • установление тесного взаимодействи€ бизнеса и образовательных учреждений;
  • сегментаци€ рынка бизнес-образовани€ и взаимное признание игроков и программ (¬¬ј, магистратура, ћ¬ј, корпоративное обучение, тренинги, консалтинг и т.д.);
  • создание сиаемы оценки качеава образовани€ (аккредитаци€, сертификаци€), соответствую щей международной практике;
  • участие в формировании системы общественных индикаторов качества (рейтинги, рэнкинги) и т.д.

ќ состо€нии и перспективах развити€ сферы образовани€ в одном из крупнейших промышленных регионов нашей страны рассказал участникам конференции министр общего и профессионального образовани€ —вердловский области ј.Ѕ.—оболев. ƒокладчик выразил озабоченность такими €влени€ми социального контекста, как снижение мотивации к образованию, нестабильна€ ситуаци€ на рынке труда, демографический спад и т.д. ¬ регионе осуществл€етс€ реформа общего образовани€, при этом особое внимание удел€етс€ проблеме подготовки преподавательских кадров как дл€ средней, так и дл€ высшей школы. Ќар€ду с заметными успехами в развитии отечественного бизнес-образовани€ докладчик отметил проблемные стороны - слабую св€зь образовани€ с бизнесом, несбалансированность внутри самой системы бизнес-образовани€, недостаточный контроль качества образовательных услуг.

ƒл€ обеспечени€ зан€тости населени€, в том числе выпускников с дипломами высшего образовани€ и высококвалифицированных специалистов, в регионе выделены финансовые ресурсы на создание новых рынков труда. –уководство области в ближайшее врем€ планирует создать центр сертификации профессионального образовани€, что особенно важно и полезно в услови€х трудовой миграции.

— особым интересом участники конференции выслушали сообщение ј.Ѕ.—оболева о разработке современной инновационной модели образовани€, ориентированной на достижение целей опережающего развити€. ¬ажным событием, о котором рассказал докладчик, стало начало реализации проекта по созданию в ≈катеринбурге ”ральского федерального университета, в составе которого будет действовать бизнес-школа мирового уровн€. ќсобенностью новой бизнес-школы можно считать то, что ее разработка ведетс€ с учетом прежде всего потребностей рынка труда и тех структурных изменений, которые произошли в российском обществе. ѕравительство —вердловской области совместно с ¬ысшей школой менеджмента —ѕб√” уже начало работу по созданию на —реднем ”рале бизнес-школы нового типа.

¬торое пленарное заседание было посв€щено обсуждению проблем бизнес-школы в период мировой рецессии: что могут сделать бизнес-школы дл€ вывода экономик стран Ўќ— из кризиса?

«Ѕольшинство компаний ощущают недостаток квалифицированных управленческих кадров, готовых управл€ть реальными бизнес-процессами и решать реальные проблемы», - отметил ¬. ј. ћорыженков, научный руководитель бизнес-школы Executive MBA LWB (ћосква),. ризис вы€вил острую нехватку профессиональных управленческих кадров и необходимость проведени€ изменений в области бизнес-образовани€. ƒокладчик представил участникам конференции антикризисную «формулу» подготовки профессиональных управленческих кадров, в которую включил четыре элемента: единые управленческие стандарты, взаимодействие бизнес-школ, открытый диалог образовательных учреждений с бизнес-средой, социальна€ ответственность руководителей компании.

 остамо яри, директор-распор€дитель MDC Group International Management Education - IME (‘инл€нди€), посв€тил доклад рассмотрению п€ти главных трендов маркетинга в будущем. ќдин из названных п€ти трендов - увеличивающа€с€ скорость - про€вл€етс€ во всех аспектах де€тельности компаний, при этом «скорость в создании неожиданных и релевантных конкурентных факторов становитс€ важным условием успеха». √арантию получени€ прибыли в современной экономике обеспечивает посто€нный поиск инноваций и новых идей.  омпани€м необходимы новые товары и сервисы, которые принос€т в короткое врем€ большие прибыли. ¬торой тренд -критичность прибыли от маркетинговых инвестиций.  ак определить релевантные факторы успеха бизнеса и использовать их в продвижении к стратегическим цел€м? ƒокладчик рекомендует совмещать «т€желые» факторы (продажи, прибыль и т.д.) и «м€гкую» информацию (ло€льность, имидж бренда, разработка продукции и т.д.). “ретий тренд -настрой и амбиции, которые в большей степени, чем рациональные, будут определ€ть конкурентоспособность в будущем. Ќастрой и амбиции, как правило, персонализированы в ключевых сотрудниках компании, поэтому €вл€ютс€ трудно копируемыми дл€ конкурентов. „етвертый тренд - уважение и внимание руководителей компании к функции продаж. ”силение этой тенденции в будущем объ€сн€етс€ прежде всего тем, что денежные средства в компанию поступают после продаж, а конкуренци€ на рынке усложн€етс€. », наконец, п€тый тренд - успешные бренды будущего.  остамо яри убежден, что успешные бренды будущего «основываютс€ на инноваци€х, разработанных в качестве коммерческого концепта. ”спех будет основыватьс€ на простых иде€х, которые имеют значение дл€ клиентов». ¬ качестве примера можно привести бренды, завоевавшие мир без единой рекламы: Facebook, YouTube, Google.

≈.¬.ѕопов, главный ученый секретарь ”ральского отделени€ –јЌ (≈катеринбург), в докладе «„то могут бизнес-школы дл€ вывода стран Ўќ— из кризиса?» привлек внимание аудитории к эволюции экономической теории и необходимости обновлени€ базовых экономических курсов, которые имеют важное значение при подготовке современных управленческих кадров. ¬ докладе были представлены этапы развити€ экономической теории и основные разделы курса, целью которого €вл€етс€ изучение передовых достижений современной институциональной экономической теории фирмы.

Ќа третьем пленарном заседании были представлены доклады, посв€щенные проблеме: «Ѕизнес-школы и бизнес-элита: ответственность в подготовке современных экономических операторов».

ј.».ѕанов, проректор, директор ÷ентра по св€з€м со странами ближнего зарубежь€ ћосковской международной высшей школы бизнеса «ћирбис» (ћосква), в своем докладе представил опыт работы школы бизнеса «ћирбис» за прошедшие с момента ее основани€ 20 лет, а также стратегию развити€ школы до 2015 года. ¬ насто€щее врем€ бизнес-школа «ћирбис» занимает лидирующее положение на рынке бизнес-образовани€, в ее портфеле около 100 программ, включа€ программы первого высшего образовани€. Ўкола имеет опыт многолетнего сотрудничества с западными и российскими партнерами, известный бренд и положительную репутацию. —тремление укрепить свои позиции на рынке обусловило переход к реализации уникальной структурной модели - бизнес-школа со встроенным институтом. ¬ соответствии со стратегическим видением ситуации 2015 года бизнес-школа будет представл€ть собой «международный многофункциональный образовательный комплекс (включающий высшую школу бизнеса и институт), сопоставимый по объемам совокупной де€тельности с крупными государственными экономическими академи€ми». ¬ заключение ј.».ѕанов отметил, что школа «ћирбис» готова выступить инициатором объединени€ и сотрудничества бизнес-школ стран Ўќ—.

√.».ћальцева, первый проректор ¬ладивостокского государственного университета экономики и сервиса (¬ладивосток), подчеркнула, что дл€ ¬√”Ё—, помимо внутренних проблем, характерных дл€ многих вузов, большой угрозой €вл€етс€ демографическа€ ситуаци€ в регионе. Ќа ƒальнем ¬остоке идет уменьшение численности населени€ за счет естественной убыли и миграционного опока. —нижение рождаемости с конца 80-х годов прошлого столети€ и отрицательный миграционный прирост привод€т к сокращению спроса на рынке образовательных услуг. ¬ 2010 году количество выпускников школ будет в 1,7 раза меньше, чем в 2005 году. ѕо мнению √.».ћальцевой, изменени€ во внешней и внутренней среде требуют трансформации компетенций вуза, а одной из главных стратегических задач €вл€етс€ реализаци€ в ¬√”Ё— концепции социально ответственного университета.

ќ перспективах развити€ евразийской интеграции и значимости этого процесса дл€ сферы образовани€ рассказал проректор по бизнес-образованию ”ральского государственного экономического университета (≈катеринбург) ≈. ¬.  араман. ¬ июне 2008 года по инициативе президента  азахстана Ќ. Ќазырбаева была создана ассоциаци€ «≈вразийский экономический клуб ученых», объединивша€ ученых экономистов и практиков из дев€ти стран евразийского пространства. ѕроведение јстанинского экономического форума стало одним из первых результатов де€тельности этого клуба. ¬ марте 2009 года на втором јстанинском форуме «Ёкономическа€ безопасность ≈вразии в системе глобальных рисков» было прин€то решение о проведении в ≈катеринбурге международной студенческой деловой игры «—аммит Ўќ— -2039». ќколо 150 студентов из разных стран прибыли в ”ральский государственный экономический университет дл€ участи€ в деловой игре. ¬ докладе была раскрыта вс€ важность данных меропри€тий дл€ укреплени€ и дальнейшего развити€ интеграционных процессов между учеными и представител€ми образовательного сообщества стран Ўќ—.

ќ вызовах и проблемах региональных школ бизнеса говорил в своем докладе ј. . люев, директор »нститута управлени€ и предпринимательства ”ральского государственного университета им. ј.ћ.√орького (≈катеринбург). ƒл€ большинства региональных школ бизнеса, созданных на базе факультетов экономики или институтов повышени€ квалификации, процесс самоидентификации незавершен. јнализ проблем и вызовов, сто€щих перед региональными игроками на рынке бизнес-образовани€, в докладе проведен с учетом глобального, «странового» и регионального контекстов. √лобализаци€, усиление конкуренции на рынке бизнес-образовани€ и высокие темпы обновлени€ знаний и технологий выдвигают на первый план проблемы интернационализации бизнес-школ, сохранени€ и привлечени€ лучших преподавателей и студентов, оптимального сочетани€ теоретических знаний и практических навыков. ”силивающийс€ разрыв технологических укладов, отсутствие взаимопонимани€ с работодател€ми, разрыв между новыми ценност€ми студентов и традиционным образованием - эти факторы внешней среды нар€ду с региональными особенност€ми порождают проблемы, сто€щие перед региональными школами.

ѕо мнению ј. . люева, в ближайшей перспективе региональным школам бизнеса дл€ успешного развити€ необходимо завершить самоидентификацию, преодолеть стереотипы в построении и де€тельности бизнес-школы, изменить принципы работы с преподавательским корпусом, повысить качество учебных планов и программ в соответствии с международными стандартами, зан€ть свое место в функции трансфера знаний.

„етвертое пленарное заседание было посв€щено обсуждению проблем взаимодействи€ бизнес-школ стран Ўќ—: вклад в развитие предпринимательского потенциала, евразийские бизнес-школы, пути сотрудничества с властью, бизнесом, обществом.

ѕленарное заседание открыла ∆.ј. ћухамедь€рова, генеральный директор јссоциации развити€ менеджмента стран ÷ентральной јзии (CAMAN), проректор по международному развитию и PR ћеждународной академии бизнеса-( азахстан), котора€ выступила с докладом «≈вразийские бизнес-школы: пути сотрудничества с властью, бизнесом и обществом». ¬ докладе был рассмотрен широкий круг вопросов, св€занных с развитием сотрудничества бизнес-школ ÷ентрально-азиатского региона (÷ј–), вход€щих в ассоциацию CAMAN, на основе идеи евразийства. Ѕольшое внимание в докладе было уделено проблематике антикризисного менеджмента и рассмотрению конкретных инструментов взаимодействи€ бизнес-школ с властью, бизнесом и обществом в странах ÷ј–.

ћногие положени€ доклада основаны на иде€х, высказанных на втором јстанинском экономическом форуме, который проходил в марте 2009 года. ¬ числе главных идей, озвученных на форуме, можно назвать ориентацию на необходимость осуществлени€ разработки рекомендаций по развитию экономики в услови€х глобального кризиса, реальный переход к интеллектуальной экономике, мотивацию работы госсектора, вовлечение общественности в процессе регулировани€ экономического развити€ стран, « азахстанское общество переживает не только экономический, но и институциональный кризис. —воеобразной дорожной картой должен стать проект «»нтеллектуальна€ наци€ - 2020», - так прокомментировала ∆.ј. ћухамедь€рова экономическую ситуации в –еспублике  азахстан и стратегические возможности преодолени€ кризиса. ¬ докладе показано, что большой потенциал в установлении сотрудничества между школами бизнеса и властью содержитс€ в использовании интернет-ресурсов. Ётим цел€м служит создание специального портала и банка исследований по макроэкономике, аккумулирующего материалы по разнообразной тематике - от общего анализа финансовой системы  азахстана до конкретных моделей государственного управлени€ и механизмов повышени€ его эффективности. ”становлению и развитию сотрудничества с бизнесом способствует проведение конференций, «круглых столов» и семинаров, посв€щенных проблемам выхода из экономического кризиса, а также создание координирующих органов (например, ≈вразийский консорциум бизнес-образвани€, действующий как координационный совета).

ќ новых возможност€х развити€ российского предпринимательства в св€зи с созданием –оссийской ассоциации обучени€ предпринимательству (RAEE) рассказала Ћ. ¬. ћургулец, директор по внешним, отношени€м —токгольмской школы экономики в –оссии, исполнительный директор –оссийской ассоциации обучени€ предпринимательству (—анкт-ѕетербург). √лавна€ цель создани€ RAEE - сетевое взаимодействие и развитие инновационного, предпринимательского потенциала в услови€х нестабильности и ограниченных ресурсов. ¬ своем докладе Ћ. ¬. ћаргулец отметила признаки кризиса в области бизнес-образовани€, придержива€сь при этом мнени€, что дл€ выхода из кризиса необходимо «изменение философии и теории менеджмента - от бюрократов и менеджеров к корпоративным предпринимател€м и новаторам». ѕредпринимательство прокладывает дорогу новым ценност€м и позвол€ет рационально управл€ть доступными ресурсами. Ћидеров нового поколени€ отличает обладание такими способност€ми, как эффективное использование ресурсов, создание сетей делового сотрудничества, управление рисками, импровизаци€ и использование интуиции.

ј.≈.ƒанилова, координатор проекта ÷ентра предпринимательства —Ўј - –осси€ (ћосква), рассказала участникам конференции о де€тельности центра, который регул€рно проводит семинары по актуальным вопросам экономики и менеджмента дл€ предпринимателей.

√енеральный директор ”рало-сибирского института бизнеса (≈катеринбург) Ћ. .√усева поддержала ранее высказанное мнение о необходимости развити€ предпринимательских способностей у современных менеджеров. ¬ докладе был представлен опыт института по формированию в процессе обучени€ лидеров дл€ российского бизнеса. ѕреподаватели института удел€ют особое внимание психологической подготовке будущих руководителей и используют в процессе обучени€ методики, повышающие стрессоустойчивость, способствующие развитию креативности, интуитивного мышлени€ и т.д.

¬о второй день работа конференции проходила по секци€м:

  • —екци€ 1 «»нституциализаци€ бизнес-школ в процессе становлени€ институтов развивающихс€ экономик». –уководитель секции - ».Ќ.“каченко, директор »нститута корпоративного управлени€ и предпринимательства ”ральского государственного экономического университета (≈катеринбург).
  • —екци€ 2 «≈вразийска€ модель бизнес-школы - миф или реальность?». –уководитель секции - —. ј.  очешева, исполнительный директор ”рало-сибирского института бизнеса (≈катеринбург),
  • —екци€ 3 «Ѕизнес-школы догон€ющих экономик: ориентиры и цели развити€». –уководитель секции - Ћ. ј. ћалышева, заместитель директора бизнес-школы ”ральского государственного технического университета -”ѕ» (≈катеринбург).

¬ рамках конференции состо€лс€ «круглый стол» «Ѕизнес-школы с позиции бизнеса». ¬едущий – —. ¬. ѕридвижкин, директор микрорайона «јкадемический», «јќ«–енова-—трой-√руп». ¬ обсуждении прин€ли участие представители бизнеса √. ј. Ѕелозеров, председатель јссоциации выпускников ѕрезидентской программы (≈катеринбург), ¬. ј. “рапезников, председатель правлени€ управл€ющей компании «јстон-груп» (≈катеринбург), ћ. ј. ѕавленко, генеральный директор ќќќ «ќтели ёста» (≈катеринбург).

ѕроблема, предложенна€ к обсуждению, вызвала большой интерес со стороны как представителей бизнеса, так и руководителей бизнес-школ. ”частники «круглого стола», представл€ющие бизнес, высказали требовани€ работодателей к программам бизнес-образовани€ и подчеркнули необходимость совместной работы по формированию программ обучени€. —о стороны бизнес-образовани€ в дискуссии прин€ли участие ј. ¬. ћолодчик, директор »ѕ  -–ћ÷ѕ  ѕермского √“” (ѕермь), √. ‘. ќстапенко, декан факультета экономики и управлени€ »ѕ  -–ћ÷ѕ  ѕермского √“” (ѕермь), ј.».ѕанов, проректор, директор ÷ентра по св€з€м со странами ближнего зарубежь€, ћосковска€ международна€ высша€ школа бизнеса «ћирбис» (ћосква), ¬. ѕ. √оршенин, декан международного факультета ёжно-”ральского государственного университета („ел€бинск) и другие.

¬ заключение можно отметить, что обсуждени€, прошедшие в рамках конференции, касались широкого круга актуальных вопросов, представл€ющих исключительный интерес дл€ образовательного и бизнес-сообщества стран Ўќ—. ѕоставленные организаторами конференции задачи были выполнены полностью: представители национальных и региональных ассоциаций бизнес-образовани€ обмен€лись опытом работы образовательных учреждений в услови€х экономического кризиса и были единодушны в том, что кризисна€ ситуаци€ €вл€етс€ катализатором активизации сотрудничества, а практики бизнеса и представители академического сообщества обсудили пути сближени€ позиций заинтересованных сторон (бизнес-школ - работодателей - слушателей). ”частники конференции подчеркнули необходимость развити€ сотрудничества в сфере образовани€ стран Ўќ—, сохран€€ при этом разнообразие подходов и моделей бизнес-образовани€. Ќачатый в рамках ≈вразийского сотрудничества процесс интеграции в области образовани€ направлен на повышение качества образовани€, а значит удовлетворение потребностей стран Ўќ— в квалифицированных управленческих кадрах.