—тандарты обучени€ международного уровн€

»√”ѕ ”р‘” с 2017 года имеет международную институциональную аккредитацию CEEMAN International Quality Accreditation (IQA) - знак международного признани€ в качестве образовательной организации, обладающей ресурсами, программами, структурой и осуществл€ющей свою де€тельность в соответствии с общеприн€тыми международными критери€ми и стандартами организации высшего образовани€.

”знать больше

јспирантура и соискательство

”р‘” осуществл€ет подготовку кадров высшей квалификации в рамках послевузовского профессионального образовани€ через стажерство, очную и заочную аспирантуру, соискательство и докторантуру по 122 специальност€м ¬ј .

”знать больше

ѕрограммы повышени€ квалификации и профессиональной переподготовки

Ђ√осударственное и муниципальное управлениеї
Ђћастер менеджмента и бизнесаї
Ђ”правление государственным и муниципальным образовательным учреждениемї
и другие...

”знать больше

ѕрограмму дл€
топ-менеджмента

ћ¬ј.Practice

”знать больше

ћы предлагаем

CEEMAN IQA

»нтеграци€ результатов родительского труда в пенсионную систему –‘

√оды проведени€

  • 2016-2018

–уководитель проекта

  • Ѕагирова ј.ѕ. , д.э.н., профессор

ќтветственные исполнители проекта

  • ƒ.√. Ѕыкова (аспирант), Ё.¬. »львес (аспирант) 

‘инансирование проекта

  • –‘‘», номер проекта 16-32-00020

–езультаты реализации проекта в 2016 году  

1. ¬ы€влено, что представители различных направлений экономической мысли (классическа€ экономика, марксизм, неоклассическа€ экономика, концепци€ человеческого капитала, феминистска€ экономика) в своих исследовани€х так или иначе подходили к изучению категории родительского труда. Ќами смоделировано возможное определение и понимание ключевых параметров этого вида труда на основе изучени€ идей, содержащихс€ в концепци€х представителей перечисленных экономических направлений. ƒл€ каждого направлени€ предложено понимание целей, сто€щих перед родительским трудом, его содержани€, предмета труда, св€занных с ним издержек и побудительных мотивов к его реализации. 

2. –одительский труд предложено определ€ть как целесообразную де€тельность по использованию средств труда и  родительского актива, складывающуюс€ из процессов вынашивани€, рождени€, воспитани€, обеспечени€ удовлетворени€ первичных потребностей и создани€ условий жизнеде€тельности ребенка в обществе, в результате которой формируетс€ человеческий капитал, что обеспечивает посто€нный процесс воспроизводства рабочей силы. ѕри этом родительский актив представл€ет собой совокупность материальных и нематериальных активов или совокупность родительского потенциала (репродуктивный и воспитательный потенциал) и родительских возможностей, которые имеютс€ у родител€ и фактически им используютс€ в процессе родительского труда.

3. — помощью методов статистического анализа (кластерный и коррел€ционный анализ) исследована дифференциаци€ стран и российских регионов по отдельным параметрам родительского труда. ¬ частности, вы€влено, что регионы –оссии значительно дифференцированы по услови€м реализации родительского труда. ƒл€ каждого кластера регионов предложен свой набор мер демографической политики, направленных на рост количественных и улучшение качественных результатов родительского труда. 

4. –езультат родительского труда определен как человеческий капитал, сформированный в результате особого вида инвестировани€, осуществл€емого родител€ми в процессе родительского труда. ”ровни результатов родительского труда выделены на основании территориального группировочного признака, стадий родительского труда, личностных характеристик предмета труда и способностей субъекта труда.  лючева€ характеристика человеческого капитала как результата родительского труда – отсутствие его окупаемости. ќсновными потребител€ми результатов родительского труда выступают бизнес и государство. 

5. –азработана совокупность показателей, с помощью которых можно измерить  результаты родительского труда. Ёти показатели дифференцированы на две группы – медицинские (характеризуют физическое и психическое здоровье как элемент человеческого капитала) и социальные (образование и приобретенные знани€, умени€ и навыки). ќбосновано, что учет и оценку результатов родительского труда целесообразно осуществл€ть в разрезе его семи стадий. Ёто св€зано с тем, что родительский труд по своему содержанию сложно-дифференцирован и многообразен, а набор трудовых функций на каждой его стадии специфичен. ѕредложен перечень официальных и неофициальных источников информации, которые целесообразно использовать в качестве базы дл€ оценки результатов родительского труда. 

6. ¬ родительском труде, реализуемом в современной –оссии, обнаружены следующие признаки прекаризированной зан€тости: отсутствие стабильной зан€тости, отсутствие гарантий и защищенности у субъектов труда, отсутствие профессиональной самоидентификации у субъектов труда, сужение (отсутствие) гражданских, политических и экономических прав субъектов труда. Ќа основе вторичного анализа показано, что субъекты родительского труда не идентифицируют себ€ в качестве таковых, они  незащищены в социальном плане и ограничены в своих правах. ¬ то же врем€, обосновано, что и сам родительский труд выступает катализатором будущего прекаризированного профессионального труда.

7. ƒл€ снижени€ уровн€ прекаризации родительского труда обоснована целесообразность учета его результатов в пенсионной системе –‘. Ёта возможность св€зана с тем, что родительский труд €вл€етс€ особым видом трудовой де€тельности, дл€ которой могут быть реализованы ключевые страховые принципы пенсионной системы. ѕоказано, что учет результатов родительского труда в пенсионной системе потенциально может стать новым эффективным механизмом ее реформировани€, внедрение которого, с одной стороны, будет способствовать индивидуализации системы пенсионного страховани€, а с другой – создавать услови€ дл€ решени€ демографических проблем. ƒл€ родителей это станет стимулом инвестиций дополнительных средств в человеческий капитал своих детей, что, в свою очередь, усилит св€зь поколений и будет способствовать повышению уровн€ жизни пенсионеров.

8. јнализ международного опыта показал, что в пенсионных системах некоторых европейских стран и —Ўј частично компенсируютс€ затраты женщин на осуществление родительского труда. ѕреимущественно учитываютс€ временные и финансовые затраты на осуществление труда в домохоз€йстве. ¬ качестве механизма, косвенно стимулирующего результаты родительского труда, выступают детские страховые выплаты в отношении детей в возрасте до 20 лет, очно обучающихс€ в образовательных учреждени€х; а также супружеские пенсии дл€ женщин, не достигших пенсионного возраста, в случае если они осуществл€ют уход за ребенком в возрасте до 16 лет. ¬ пенсионной системе –оссийской ‘едерации в насто€щее врем€ лишь косвенно учитываютс€ количественные результаты родительского труда (материнский (семейный) капитал) и один из видов св€занных с этим трудом временнџх затрат (период отпуска по уходу за ребенком, включаемый в трудовой стаж).

9. ѕо результатам исследований первого этапа подготовлены и опубликованы 19 научных статей (в том числе одна публикаци€, проиндексированна€ в международных базах научного цитировани€ Web of Science и Scopus; одна публикаци€, ожидающа€ включени€ в международную базу научного цитировани€ Web of Science; три публикации в издани€х, вход€щих в перечень ¬ј  –‘; 10 научных статей и 5 тезисов, отраженных в –»Ќ÷), подготовлена монографи€. ¬се поставленные содержательные и организационные задачи первого этапа реализованы.