—тандарты обучени€ международного уровн€

»√”ѕ ”р‘” с 2017 года имеет международную институциональную аккредитацию CEEMAN International Quality Accreditation (IQA) - знак международного признани€ в качестве образовательной организации, обладающей ресурсами, программами, структурой и осуществл€ющей свою де€тельность в соответствии с общеприн€тыми международными критери€ми и стандартами организации высшего образовани€.

”знать больше

јспирантура и соискательство

”р‘” осуществл€ет подготовку кадров высшей квалификации в рамках послевузовского профессионального образовани€ через стажерство, очную и заочную аспирантуру, соискательство и докторантуру по 122 специальност€м ¬ј .

”знать больше

ѕрограммы повышени€ квалификации и профессиональной переподготовки

Ђ√осударственное и муниципальное управлениеї
Ђћастер менеджмента и бизнесаї
Ђ”правление государственным и муниципальным образовательным учреждениемї
и другие...

”знать больше

ѕрограмму дл€
топ-менеджмента

ћ¬ј.Practice

”знать больше

ћы предлагаем

CEEMAN IQA

Ќелинейна€ динамика образовательных общностей в мегаполисе в услови€х социальной неопределенности

√оды проведени€

  • 2016-2017 гг.

–уководитель проекта

  • Ўуклина ≈.ј., доктор социологических наук, профессор.

Ќаучный коллектив

  1. √.≈. «боровский, доктор философских наук, профессор-иследователь; 
  2. ѕ.ј. јмбарова, доктор социологических наук, профессор; 
  3. ћ.¬. ѕевна€, доктор социологических наук, заведующа€ кафедрой социологии и “√ћ” ”р‘”; 
  4. Ќ.¬. Ўаброва, кандидат социологических наук, доцент; 
  5. ј.ј.  узьминчук, кандидат социологических наук, старший преподаватель.

‘инансирование проекта

  • –‘‘»

–езультаты реализации проекта

¬ рамках выполнени€ задач проекта был предприн€т теоретико-методологический анализ нелинейной динамики образовательных общностей мегаполиса в услови€х социальной неопределенности. ¬ качестве основных методологических подходов были определены общностный, де€тельностный, системный, институциональный подходы, вз€тые во взаимосв€зи. Ќа основе разработанной авторской методики было осуществлено эмпирическое изучение поставленной проблемы по нескольким направлени€м. ѕроводилс€ анализ статистических данных по –оссии и г. ≈катеринбургу, касавшийс€ функционировани€ и прогноза развити€ образовательных общностей в мегаполисе. ¬ соответствии с поставленными задачами был осуществлен экспертный опрос, направленный на вы€вление реальных и потенциальных проблем и противоречий образовательных общностей в мегаполисе. ¬ качестве экспертов выступили руководители и преподаватели образовательных организаций г. ≈катеринбурга (вузов, ——”«ов, школ). Ѕыл осуществлен вторичный анализ данных социологических исследований и обобщены результаты собственных исследований научного коллектива, близких к теме проекта. Ѕыли проведены фокус-группы и опросы среди таких образовательных общностей, как учител€, учащиес€ школ и их родители, студенты вузов и ссузов, а также полуформализованные глубинные интервью с преподавател€ми вузов и ссузов, педагогами дополнительного образовани€, представител€ми учреждений культуры города. — этой целью был создан необходимый инструментарий. Ѕыл осуществлен анализ результатов эмпирического исследовани€. Ќа основании полученных материалов был представлен социальный портрет образовательных общностей мегаполиса.

ћатериалы исследовани€ позволили вы€вить взаимосв€зи и взаимовли€ни€ между услови€ми функционировани€ и развити€ социума ≈катеринбурга и образовательными общност€ми, осуществить поиск новых и проанализировать уже имеющиес€, но малоизученные, внеобразовательные ресурсы и формы их развити€.

–азрабатывалась модель управлени€ взаимодействием между образовательными общност€ми уральского мегаполиса. ќсобое внимание было уделено разработке содержани€ новых направлений социальной политики, св€занных с управлением взаимодействием образовательных общностей в мегаполисе. Ѕыл осуществлен критический анализ существующей модели управлени€ образованием и образовательными учреждени€ми в пространстве уральского мегаполиса, показаны разрывы в едином образовательном пространстве, возникающие в силу неэффективности управлени€ взаимодействием между образовательными общност€ми различных типов (учащихс€ и преподавателей, преподавателей и родительства, преподавателей/родителей и образовательного менеджмента). ќрганы местного самоуправлени€ были определены в качестве ключевого субъекта, инициирующего многоуровневое взаимодействие внутри сферы образовани€ и вне ее – со стейкхолдерами – контекстными городскими социокультурными, социально-политическими, социально-экономическими структурами.

Ѕыла осуществлена разработка методических рекомендаций дл€ органов государственного управлени€ и администрации образовательных организаций, общественных организаций, учреждений культуры по развитию образовательных общностей в уральском мегаполисе. ќбоснована ключева€ иде€ рекомендаций: преодолеть риски нелинейной динамики образовательных общностей возможно за счет установлени€ многоуровневых горизонтальных св€зей между ними и интеграции образовательного пространства в динамично развивающеес€ социокультурное пространство уральского мегаполиса, за счет активизации внеобразовательных ресурсов развити€ образовательных общностей. Ѕыло показано, что инициатором этих процессов может выступить городска€ власть с опорой на поддержку различных структур городского сообщества – социально ориентированных Ќ ќ, учреждений культуры, бизнес-сообщества, родительства как субъектов гражданского общества.

ќсновными результатами проекта стали: 1) концепци€ нелинейной динамики образовательных общностей мегаполиса в услови€х социальной неопределенности, 2) методологи€ и методика исследовани€ нелинейной динамики образовательных общностей мегаполиса; 3) программа и инструментарий эмпирического исследовани€ поставленных проблем; 4) новое социологическое знание о ситуации в образовании уральского мегаполиса, о противоречи€х между образовательными общност€ми, локализованными в нем, а также между ними и социальным институтом образовани€ в целом и его социальной системой, между участниками образовательного процесса и государством, структурами управлени€ образованием на самых разных уровн€х; 5) социальный портрет образовательных общностей г. ≈катеринбурга и их основные характеристики; 6) модель управлени€ взаимодействием между образовательными общност€ми российского мегаполиса; 7) материалы «круглого стола» дл€ исследователей и специалистов-практиков в области образовани€; 8) методические рекомендации дл€ органов государственного управлени€ и администрации образовательных организаций, общественных организаций, учреждений культуры по развитию образовательных общностей в российском мегаполисе.

ѕо результатам исследовани€ были организованы и проведены два «круглых стола». ѕервый – «ќбразовательные общности в услови€х перехода к нелинейной модели высшего образовани€» – состо€лс€ на V ¬сероссийском социологическом конгрессе (19–21 окт€бр€ 2016 г., ”р‘”, ≈катеринбург). ¬торой экспертный «круглый стол» был проведен дл€ исследователей и специалистов-практиков образовательных организаций разных типов (школ, колледжей, вузов) г. ≈катеринбурга по проблемам развити€ образовательных общностей, формировани€ стратегии управлени€ ими и их взаимодействием в социокультурном пространстве мегаполиса (30 июн€ 2017 г.). ¬ работе обоих «круглых столов» прин€ли участие все члены научного коллектива, выступившие с докладами и в дискуссии, а также ведущие российские (из многих городов страны) и екатеринбургские исследователи проблем образовани€.

¬сего было подготовлено 52 публикации, в том числе 39 статей и 12 тезисов докладов на всероссийских и международных конференци€х. —реди них – 3 статьи в издани€х, индексируемых в международных базах цитировани€, 20 статей в журналах списка ¬ј , 46 публикаций в издани€х, индексируемых в –»Ќ÷. ѕо результатам исследовани€ подготовлен препринт монографии «ќбразовательные общности в мегаполисе в услови€х социальной неопределенности» (13,5 п.л.).

ѕубликации по результатам проекта в 2016 г.

¬ издани€х, индексируемых в международных базах (Web of Science)

  1. Shuklina E. Professional education as an adaptation factor for labor migrants // The 10th International Days of Statistics and Economics. The Conference Proceedings (September 8–10, 2016, Prague, Czech Republic). Prague, 2016. Pp. 1647–1655. Ёлектронный ресурс. URL: https://msed.vse.cz/online.
  2. Ambarova P. Educational simulacra as a consequence of the non-linear dynamics of the Russian higher education // 9th annual International Conference of Education, Research and Innovation: ICERI2016 Proceedings (Seville, Spain, 14–16 November 2016). Pp. 5953–5959.
  3. Zborovsky G.E., Vlasova O.V. Network interaction in higher education of Russia: case of cooperation between two universities // The 11th annual International Technology, Education and Development Conference (INTED2017). The Conference Proceedings, Valencia (Spain), 6–8 March, 2017. Pp. 3142–3148.

—татьи в журналах списка ¬ј 

  1. Ўуклина ≈.ј., ѕетрова ≈.ё. »нституциональный подход к исследованию неформального образовани€ как вида родительского труда // ѕедагогический журнал Ѕашкортостана. 2016. є 2. —. 13–21.
  2. «боровский √.≈., јмбарова ѕ.ј. “еоретические основани€ концепции динамики образовательных общностей в услови€х социальной неопределенности // —оциологи€ образовани€. 2016. є 6. —. 5–17.
  3. «боровский √.≈., јмбарова ѕ.ј. ћетодологические подходы к исследованию нелинейной динамики образовательных общностей мегаполиса // »звести€ ”ральского федерального университета. —ери€ 1: ѕроблемы образовани€, науки и культуры. 2016. є 4. —. 175–184.
  4. јмбарова ѕ.ј. јномалии образовательных общностей мегаполиса в услови€х социальной неопределенности // »звести€ ”ральского федерального университета. —ери€ 1: ѕроблемы образовани€, науки и культуры. є 4. —. 184–195.
  5. «боровский √.≈., јмбарова ѕ.ј. Ќелинейные траектории развити€ образовательных общностей в мегаполисе // ѕедагогический журнал Ѕашкортостана. 2016. є 4 (65). —. 33–42.
  6. «боровский √.≈. Ќелинейна€ динамика образовательных общностей в мегаполисе как объект социологического исследовани€ // ¬естник Ќижегородского государственного университета им. Ќ.». Ћобачевского. —ери€ «—оциальные науки». 2016. є 4. —. 86–92.
  7. «боровский √.≈., јмбарова ѕ.ј., ƒеревнина “.¬. ќбразовательные общности вузов как стратегические партнеры управлени€ мегаполисом // ¬опросы управлени€. 2016. є 5. —. 59–65.
  8. «боровский √.≈., јмбарова ѕ.ј. ¬рем€ как фактор социальной дифференциации образовательных общностей в вузах мегаполиса // —оциологи€ образовани€. 2017. є 1. —. 22–32.
  9. «боровский √.≈., ¬ласова ќ.¬. —етевое взаимодействие университетов в ”ральском федеральном округе // »звести€ ”ральского федерального университета. —ери€ 1. »звести€ ”ральского федерального университета. —ери€ 1. ѕроблемы образовани€, науки и культуры. 2017. “. 162. є 23 (2). —. 130–140.
  10. Ўаброва Ќ.¬. Ётапы родительства: социологический анализ // »звести€ ”ральского федерального университета. —ери€ 1. »звести€ ”ральского федерального университета. —ери€ 1. ѕроблемы образовани€, науки и культуры. 2017. “. 162. є 23 (2). —. 159–168.
  11. Ўуклина ≈.ј. ѕартисипаторные исследовани€: методологи€, методика, опыт применени€ // ¬естник ѕермского национального исследовательского политехнического университета. —оциально-экономические науки. 2017. є 4.
  12. «боровский √.≈.,  узьминчук ј.ј. ќбразовательные и внеобразовательные ресурсы развити€ студенчества в мегаполисе // ѕедагогический журнал Ѕашкортостана. є 2 (67). —. 27–35.
  13. ѕевна€ ћ.¬., Ўаброва Ќ.¬.,  узьминчук ј.ј. ’арактеристика студенческой молодежи в структуре межсекторального взаимодействи€ российских мегаполисов // ¬естник ѕермского национального исследовательского политехнического университета. —оциально-экономические науки. 2017. є 4.
  14. јмбарова ѕ.ј., Ўаброва Ќ.¬. —туденчество большого города // ¬ысшее образование в –оссии. 2017. є 8–9. —. 64–72.
  15. јмбарова ѕ.ј., ‘илиппова Ќ.¬. —туденческое предпринимательство как ресурс образовательной общности в мегаполисе // ¬естник —ургутского государственного педагогического университета. 2017. є 5.
  16. Ўаброва Ќ.¬. –одители мегаполиса глазами учителей: характер отношений // ¬естник —ургутского государственного педагогического университета. 2017. є 5.
  17. «боровский √.≈., Ўуклина ≈.ј. ¬заимодействие между образовательными общност€ми в российском мегаполисе: проблемы управлени€ // ћуниципалитет: экономика и управление. 2017. є 3 (20). —. 21–30.
  18. «боровский √.≈., ћельниченко —.¬. “еоретико-методологические основы управлени€ человеческим капиталом образовательной общности в вузе // ¬естник —ургутского государственного педагогического университета. 2017. є 3. C. 7–12.
  19. Ўуклина ≈.ј., √аврилина “.ќ. ѕространство неформального образовани€ города: опыт освоени€ и проживани€ // ¬естник —ургутского государственного педагогического университета. 2017. є 3. C. 33–45.

ѕрепринт монографии

  1. ќбразовательные общности в мегаполисе в услови€х социальной неопределенности: монографи€ / √.≈. «боровский, ѕ.ј. јмбарова, ј.ј.  узьминчук, ћ.¬. ѕевна€, Ќ.¬. Ўаброва, ≈.ј. Ўуклина / под редакцией √.≈. «боровского. ≈катеринбург, 2017. 280 с.

—татьи в других издани€х, индексируемых в –»Ќ÷

  1. «боровский √.≈. ќбразовательные общности и противоречи€ их темпоральных характеристик // ¬естник —ургутского государственного педагогического университета. 2016. є 2 (41). —. 25–34.
  2. јмбарова ѕ.ј. “емпоральна€ самоорганизаци€ вузовской науки и трансформаци€ научно-педагогического сообщества // ¬естник —ургутского государственного педагогического университета. 2016. є 2. —. 35–41.
  3. Ўуклина ≈.ј.  оммуникативный подход: концептуальные модели, методологические особенности, функциональные характеристики // ¬естник —ургутского государственного педагогического университета. 2016. є 2. —. 7–24.
  4. јмбарова ѕ.ј., «боровский √.≈., ѕевна€ ћ.¬. ¬олонтерство как социокультурный источник динамики образовательных общностей мегаполиса // ¬естник —ургутского государственного педагогического университета. 2016. є 4. —. 7–12.
  5. јмбарова ѕ.ј., ‘арафонова ј.». «абота об образовании и молодежи как стратеги€ сохранени€ городов в регионах // –оссийска€ провинци€ как социокультурное поле формировани€ гражданской и национальной идентичности: сборник статей VIII ћеждународных —тахеевских чтений (23–24 но€бр€ 2017 г. ≈лабужский филиал  ‘”, г. ≈лабуга). ≈лабуга, 2017. —. 224–228.
  6. «боровский √.≈. ќ некоторых социально-демографических характеристиках образовательных общностей мегаполиса // ƒемографический потенциал стран ≈јЁ—: сборник статей по материалам ћеждународной научной конференции VIII ”ральский демографический форум (8–9 июн€ 2017 г., »нститут экономики ”рќ –јЌ, г. ≈катеринбург). ≈катеринбург: »Ё ”рќ –јЌ, 2017. —. 310–315.
  7. јмбарова ѕ.ј.,  оваленко ј.Ћ. –оль уральских вузов в воспроизводстве человеческого капитала государственной и муниципальной службы // ¬естник —ургутского государственного педагогического университета. 2017. є 2 (47). —. 32–40.
  8. ярошевский ¬.ƒ., ѕевна€ ћ.¬. ќбучение компьютерной грамотности лиц пожилого возраста как социальна€ проблема //  ультура, личность, общество в современном мире: методологи€, опыт эмпирического исследовани€: матер. XVII ћеждунар. конф., посв€щенной пам€ти профессора Ћ.Ќ.  огана (19–20 марта 2016 г., ≈катеринбург, ”р‘”). ≈катеринбург: ”р‘”, 2016. —. 2326–2335.

“езисы конференций

  1. Ўуклина ≈.ј. Massive open online courses – нелинейный аспект развити€ образовани€ информационной эпохи // —оциологи€ и общество: социальное неравенство и социальна€ справедливость: матер. V ¬серос. социол. конгресса (≈катеринбург, 19–21 окт€бр€ 2016 г.). ћ.-≈катеринбург: –ќ—, 2016. —. 10357–10366.
  2. «боровский √.≈. ѕротиворечи€ в развитии образовательных общностей мегаполиса // —оциологи€ и общество: социальное неравенство и социальна€ справедливость: матер. V ¬серос. социол. конгресса (≈катеринбург, 19–21 окт€бр€ 2016 г.). ћ.-≈катеринбург: –ќ—, 2016. —. 6717–6725.
  3. ƒеревнина “.¬., јмбарова ѕ.ј. —амообразование как стратеги€ развити€ социально-профессиональной общности учителей в –оссии // —тратегии развити€ социальных общностей, институтов и территорий: материалы II ћеждународн. науч.-практ. конф. ≈катеринбург, 18–20 апрел€ 2016 г.: в 2-х т. – ≈катеринбург: »зд-во ”рал. ун-та, 2016. “. 1. —. 183–186.
  4. «боровский √.≈., Ўаброва Ќ.¬. –одительство как социальна€ общность // —тратегии развити€ социальных общностей, институтов и территорий: материалы ћеждународной научно-практической конференции (18–20 апрел€ 2016 г., ”р‘”, ≈катеринбург): в 2 т. “. 1. ≈катеринбург: ”р‘”, 2016. —. 217–221.
  5.  узьминчук ј.ј. јвангардна€ общность студентов-волонтеров – потенциал развити€ территории в услови€х социальной неопределенности // —тратегии развити€ социальных общностей, институтов и территорий: материалы ћеждународной научно-практической конференции (18–20 апрел€ 2016 г., ”р‘”, ≈катеринбург): в 2 т. “. 1. ≈катеринбург: ”р‘”, 2016. —. 191–195.
  6. ƒеревнина “.¬., јмбарова ѕ.ј. ƒинамика образовательных общностей в свете демографических и социальных процессов // ƒинамика и инерционность воспроизводства населени€ и замещени€ поколений в –оссии и —Ќ√: —б. ст. VII ”ральского демографического форума с международным участием. “. 1. —оциологи€ и истори€ воспроизводства населени€ –оссии. ≈катеринбург: »Ё ”рќ –јЌ, 2016. —. 178–182.
  7. јмбарова ѕ.ј. —индром социальной усталости: диагноз или вызов образовательным общност€м? // –оссийское социологическое сообщество: истори€, современность, место в мировой науке: ћатериалы научной конференции к 100-летию –усского социологического общества имени ћ.ћ.  овалевского 10–12 но€бр€ 2016 года. —ѕб.: —кифи€-принт, 2016. —. 630–631.
  8. јмбарова ѕ.ј., «боровский √.≈. “емпоральное измерение человеческого капитала студентов // ѕроблемы моделировани€ социальных процессов: –осси€ и страны ј“–: материалы II ¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ с международным участием (7–8 декабр€ 2016 г.). ¬ладивосток: ƒ‘”, 2016. —. 18–21.
  9. Ўаброва Ќ.¬.,  узьминчук ј.ј. »зучение родительства сквозь призму его типологизации // —оциологи€ и общество: социальное неравенство и социальна€ справедливость: матер. V ¬серос. социол. конгресса (≈катеринбург, 19–21 окт€бр€ 2016 г.). ћ.-≈катеринбург: –ќ—, 2016. —. 10375–10384.
  10. «боровский √.≈. “ипологи€ образовательных общностей в уральском мегаполисе // –осси€ между модернизацией и архаизацией: 191–2017 гг.: доклады по материалам XX ¬сероссийской научно-практической конференции √уманитарного университета (11–12 апрел€ 2017 г., ≈катеринбург) / редкол.: Ћ.ј. «акс и др.: в 2 т. “. 2. ≈катеринбург: √уманитарный университет, 2017. —. 360–364.
  11. Ўуклина ≈.ј., ќганес€н ƒ.√. ¬ысшее образование в контексте сетевой теории: осо- бенности сетевых взаимодействий с другими институциональными субъектами // —тратегии развити€ социальных общностей, институтов и территорий: материалы III ћеждународной научно-практической конференции (21–22 апрел€ 2017 г., ≈катеринбург, ”р‘”): в 2 т. “. 1. ≈катеринбург: »√”ѕ ”р‘”, 2017. —. 247–250.
  12. «боровский √.≈., ћельниченко —.¬. ѕон€тие человеческого капитала образовательных общностей в вузе // —тратегии развити€ социальных общностей, институтов и территорий: материалы III ћеждународной научно-практической конференции (21–22 апрел€ 2017 г., ≈катеринбург, ”р‘”): в 2 т. “. 1. ≈катеринбург: »√”ѕ ”р‘”, 2017. —. 215–219.
  13. јмбарова ѕ.ј., «боровский √.≈., ѕевна€ ћ.¬. ¬необразовательные ресурсы развити€ образовательных общностей уральского мегаполиса // —овершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы: материалы ћеждународного научно-методического семинара (15 марта 2017 г., ”р‘”, ≈катеринбург). ≈катеринбург: ”р‘”, 2017. —. 578–585.
  14. јмбарова ѕ.ј. “рансформации и имитации в высшем образовании // “рансформаци€ человеческого потенциала в контексте столети€ / ѕод общей редакцией проф. «.’. —аралиевой: в 2 т. “ 2. Ќ. Ќовгород: »зд-во Ќ»—ќ÷, 2017. —. 228–231.